Недостатки правовой социализации молодежи как криминогенный и профилактируемый фактор


Недостатки правовой социализации молодежи как криминогенный и профилактируемый фактор
Правовая социализация – процесс и результат усвоения человеком в прижизненном развития правовых ценностей общества превращение их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. «. Чтобы жить в праве, - писал русский правовед А.С. Алексеев, - необходимо, прежде всего, чтобы право жило нас». Воспитанный человек, как говорят, не тот, кто ведет себя воспитанно, а тот, кто иначе вести себя не может. На правовую социализацию в течение жизни человека влияет весь социум, начиная с государственного устройства, его экономической системы, состояния законности и правопорядка в обществе и кончая семьей, бытом, досугом, событиями и уроками жизни и др. Все эти обстоятельства могут выступать как обеспечивающие полноценную правовою социализацию и, соответственно, правомерное поведение, или как криминализирующие. Они могут быть неуправляемыми со стороны государства, общества и их институтов и управляемыми. Чем выше их управляемость, чем меньше таких, которые инициируют криминализирующие подвижки в правовой психологии граждан, тем ниже удельный вес преступности.

Особое имеет создание в обществе разветвленной и эффективной системы, выступающей социально-психологическим и социально-педагогическим «противовесом» различным деформирующим влияниям на людей. Отсутствие, слабость или недостатки в ее функционировании в том или ином государстве сами выступают как условие, фактор, способствующий криминализации его граждан. В такую систему включены меры, предпринимаемые органами государственного и местного управления (включая и ПОО), образовательными и дошкольными учреждениями, семьей, сферой досуга и развлечений, общественными организациями и др. К числу их относится забота государства о своих гражданах, повышение уровня морали и культуры, успешная деятельность ПОО по реализации принципа неотвратимости наказания, реальная защита прав и обеспечение безопасности граждан, правовое просвещение, правовое воспитание, правовая пропаганда, правовая агитация, нетерпимости к правонарушениям в них, укрепление общественной дисциплины, трудовой дисциплины в различных коллективах, привлечение населения к посильному поддержанию правопорядка, общая и специальная профилактика правонарушений и др. Американский исследователь И. Анденес пишет, что « неверие в честность политического руководства и правоприменительных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие – путь к богатству, честность – заблуждение, а нравственность – капкан для простаков – вот основа отсутствия уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям». В современных условиях массового телевидения, аудиовидеотехники, мировой информационной сети они приобрели огромное значение в формировании здоровой правой психологии или ее деформаций особенно у молодежи. Мировой опыт учит, что пропаганда насилия, бескультурья, жестокости, самоуправства, праздности, благополучной жизни преступников жизни с экранов и в видеоаудиопродукции непосредственно способствует росту преступности. Во многих странах Европы на экранах телевидении отсутствуют даже картины жертв различных происшествий, сцены крови, трупов, истеричного поведения, хамства и др, психологически травмирующие и гасящие постепенно остроту реакций людей на такие события.

Литература: Прикладная юридическая психология…Глава 2


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.